Тел.: (4852) 30-75-29 (ф), 72-66-73, Email: umiic@list.ru
Закрыто интернет-голосование в рамках областного конкурса педагогического мастерства "Признание". Результаты интернет-голосования будут объявлены после подписания протокола конкурсной комиссией. Результаты интернет-голосования не являются показателем для прохождения во второй этап конкурса. Подробнее о конкурсе "Признание">>
Зайцева Диана Игоревна, преподаватель теоретических дисциплин МОУ ДОД «Детская школа искусств № 5 г. Ярославля»
Урок является плановым, рядовым. В нём обобщён материал, с которым дети работают на уроках.
Дети 9-10 лет, не прошли подготовительного обучения.
Цель:
• Добиться осознанного пения звукоряда, попевок;
• Добиться интонационно точного попадания в нужную ступень тональности, ощущение разрешения неустойчивых ступеней;
• Показать разные приёмы работы в тональности;
• Научить детей самостоятельно применять полученные на предыдущих уроках навыки интонирования и анализа музыкального произведения;
• привить навык самостоятельного применения на практике полученных знаний: например, умение слышать внутренним слухом мелодии произведений, изучаемых на уроках специальности.
Задачи:
• слышать и держать в голове тонику и устойчивые ступени;
• проработать разрешение с помощью попевок и упражнений;
• владеть навыками слухового анализа;
• уметь осуществлять анализ нотного текста;
• уметь петь гамму с аккомпанементом;
• уметь записать мелодию по памяти;
• отработать и закрепить навык чтения с листа;
Оборудование: фортепиано, доска с нотоносцами, рисунок части клавиатуры на магнитах, таблица интервалов, «столбица», мел, указка.
Дидактический материал: рисунок части клавиатуры на магнитах, Фридкин «Чтение с листа» - учебное пособие, учебник по сольфеджио для 3 класса ДШИ, автор Е. Калужская, нотная тетрадь; вспомогательный материал к уроку, записанный на доске.
Запись на диске для прослушивания: Ф. Шопен «Полонез A dur».
План проведения урока.
1.В начале урока дети прослушивают отрывок «Полонеза» Ля мажор Ф. Шопена. Далее проходит беседа о характере музыки, её настроении и объясняется, почему автор выбрал именно эту тональность. Подчеркнув яркий, волевой и «солнечный» характер музыки, переходим непосредственно к теме урока.
2. Дети вспоминают диезные мажорные тональности по ключевым знакам, написанным на доске, и подходят к тональности урока. Мы вспоминаем строение мажора для чистого интонирования. Далее работаем над пением гаммы в разных ритмах и размерах (с чтением нот в ритме и без предварительного прочтения). При пении гаммы в размере 3/4 несколько учеников исполняют аккомпанемент в вальсовой фактуре, остальные поют гамму. Далее идёт работа с попевками на разрешение ступеней в ритме.
3.Работа с секвенцией. Ранее был выучен № 45а из учебника (в До мажоре). Мы транспонируем этот номер в Ля мажор и прорабатываем чёткость произнесения звуков и интонационную точность.
4. Работа со «столбицей»: сначала по указке ступени пропеваются. Далее ступени сначала обозначаются преподавателем. А затем, по памяти, пропеваются.
5. Работа над устными диктантами с обязательным предварительным анализом. Представлены 3 мелодии по 4 такта. На доске записаны символы длительностей. После пропевания нотами, дети поют с показом ритмического рисунка.
6. Дома был выучен № 366, он пропевается и, в качестве диктанта, записывается по памяти в тетрадь.
7. Работа над интервалами. На доске записаны схемы интервальных последовательностей. Сначала они поются по голосам, затем «наложением» и в двухголосии.
8. Эта часть работы представлена видеоматериалом (продолжение работы с интервалами) и чтение с листа: №179 из учебника «Чтение с листа» Фридкина (начало работы с номером).
9. В конце урока, после пения с листа, дети поют № 65 из учебника «Сольфеджио» для 3 класса Е. Калужской (До мажор) с листа в «транспорте», предварительно проанализировав движение мелодии и ступени.
10. Записывается домашнее задание и выставляются оценки за урок.
При посещении любого открытого урока, а тем более, курсов повышения квалификации, всегда можно найти много нового и необходимого для своей работы. Мне всегда интересны эти находки, и я стараюсь тут же применить их на практике. На данном уроке мною используются приёмы, почерпнутые из опыта преподавателей, которые щедро делятся своими наработками.