Тел.: (4852) 30-75-29 (ф), 72-66-73, Email: umiic@list.ru
Закрыто интернет-голосование в рамках областного конкурса педагогического мастерства "Признание". Результаты интернет-голосования будут объявлены после подписания протокола конкурсной комиссией. Результаты интернет-голосования не являются показателем для прохождения во второй этап конкурса. Подробнее о конкурсе "Признание">>
Елфимов Анатолий Иванович, преподаватель отделения народных инструментов ГОУ СПО «Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л.В. Собинова»
Профессиональное занятие в классе домры и балалайки, как и в других, касается в первую очередь работы над звукоизвлечением: грамотное владение штрихом и приёмами игры. Одной из проблем является незнание физических возможностей ученика, т.е. владения мышцами всего тела - в первую очередь, рук, которые выполняют роль дирижёрского жеста с его возможностями наиболее тонко чувствовать все динамические и эмоциональные оттенки исполняемого произведения.
В большинстве случаев особое внимание уделяется разучиванию нотного текста, при этом игнорируется работа мышц всего тела. В этих случаях теряется внимание к образно-эмоциональной направленности произведения. Мышцы рук и всего тела сковываются и перестают тонко реагировать на музыку, звук становится жёстким, с неприятным тембром, теряются равномерность разносторонних ударов и, в конечном итоге, тремоло – самый важный приём в исполнительской практике на домре и балалайке.
Существует ряд скрипичных школ, которые могли бы быть необходимым пособием и для струнников нашего направления. В первую очередь, это касается звуковедения, наличия штрихов. Работа мышц при звукоизвлечении в скрипичной школе очень схожа со звукоизвлечением у исполнителей на струнных народных инструментах. На начальных периодах обучения игре на домре и балалайке понятие о работе мышц рук и всего тела упускается из вида и автоматически происходит обратное, т.е. выученный текст теряет смысловое значение в создании музыкального образа, а самое главное, происходит постепенное закрепощение мышц всего тела, создавая болезненные моменты при игре. В силу этого ученики прекращают заниматься музыкой. Конечно, это бывает не у всех педагогов.
За многолетнюю исполнительскую и педагогическую практику я постоянно наблюдаю за процессом творческого отношения к своим ученикам и к ученикам моих коллег. Накопленную информацию стараюсь реализовать в своём сознании, проанализировав все детали технического совершенства.
В таких случаях необходимо взаимопонимание между учеником и педагогом. Не всегда ученик может понять, что от него требуется. Педагог активизирует свою работу в этом направлении, детально объясняет каждую сказанную им мысль через образ, доступный сознанию и фантазии ученика. Для этого требуется много времени, но данный процесс необходим. Тогда мозг ученика и его сознание будут направлены на совершенство восприятия песенного начала, т.е. звуковедения.
Для этого существует ряд упражнений на развитие мышц рук от кончиков пальцев до плеча. Необходимо добиваться пластичности рук, их выразительности и активности. Занятия дирижированием или просто тактированием не только раскрепощают всю мышечную систему музыканта, но и за счёт пальцев позволяют более тонко ощущать каждую ноту, каждый штрих, эмоциональный образ произведения становится более выразительным.
Большое внимание уделяется правильному дыханию. Хорошая музыка – это правильное дыхание. Поют руки – поёт инструмент.
Будучи студентом консерватории, я знал пианистов, которые занимались для раскрепощения рук с педагогами класса дирижирования.
Я уверен в этой системе занятий, в её перспективности и результативности, пользовался ей и буду пользоваться в подготовке музыкантов-исполнителей на конкурсы различного уровня.