Тел.: (4852) 30-75-29 (ф), 72-66-73, Email: umiic@list.ru
Закрыто интернет-голосование в рамках областного конкурса педагогического мастерства "Признание". Результаты интернет-голосования будут объявлены после подписания протокола конкурсной комиссией. Результаты интернет-голосования не являются показателем для прохождения во второй этап конкурса. Подробнее о конкурсе "Признание">>
Холмовская Лариса Владимировна, преподаватель специального фортепиано МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» Угличского муниципального района
«Я всегда придерживалась взгляда, что начи-
нать заниматься с детьми ... следует с самого ранне-
го возраста. Многолетний опыт убеждает меня, что
буквально к каждому ребёнку ... можно найти соот-
ветствующий подход, «подобрать ключи» для вхож-
дения в страну музыки. Секрет того, что принято на-
зывать умением заниматься с маленькими детьми,
заключается в способности педагога, нисколько не
отрывая детей от естественной для их возраста «иг-
ровой» фазы, незаметно ввести в мир звуков...»
(Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учеб-
ное пособие. Издание третье. М., «Советский
композитор» 1987, с.5.)
Начало – это всегда очень важно, в детстве закладываются все основы будущей жизни человека. Начиная обучать ребёнка игре на фортепиано, мы закладываем основы его музыкального будущего.
Дошкольный возраст имеет психические особенности. Ведущей деятельностью в этот возрастной период является игра, а все психические процессы не обладают достаточной произвольностью. Поэтому построение урока игры на фортепиано с учеником -дошкольником должно быть особым.
Основные моменты построения урока:
1) яркость, образность подачи материала (для привлечения внимания, которое в этом возрасте непроизвольное);
2)мелкое дозирование информации (каждый новый материал должен представлять из себя «маленькую ступеньку», на которую очень легко «забраться»);
3) доступность языка, замена абстрактных терминов конкретными словесными образами (мышление дошкольника конкретно-образное, абстрактные понятия ему пока недоступны);
4) смена различных видов деятельности каждые 10-15 минут (каждый урок представ-ляет из себя «мозаику» из различных игр-заданий, игр-упражнений, но каждая часть этой «мозаики» из урока в урок совершенствуется, усложняется и в конце подготовительного периода сливается в единое целое под названием «фортепианная игра».
В видеоматериалах представлены фрагменты урока с учащимся, возраст которого на момент съёмки 6 лет (конец марта 2014 года). На начало обучения, в сентябре 2013, ему было 5 лет.
Фрагменты урока отделены друг от друга краткими комментариями педагога, которые объясняют то, что происходит в классе, с методической точки зрения.
Именно из таких на первый взгляд разрозненных «кусочков мозаики» и должен строиться урок с дошкольником. Ребёнок этого возраста не может охватить одновременно сразу все стороны фортепианной игры и нотной грамоты: название ноты, расположение её на нотоносце и на клавиатуре, длительность ноты, какой рукой играть данную ноту, каким пальцем, связно или раздельно, громко или тихо. При этом он ещё не должен напрягать мышцы рук, делать игровые движения гибкими и пластичными и, самое главное – слушать и слышать звуки, издаваемые его прикосновением. Даже ребёнок школьного возраста не может сразу это всё охватить. Поэтому я раскладываю одну большую задачу на несколько маленьких и решаю их отдельно на начальном этапе: отдельно изучаем и тренируем с ребёнком названия нот и нахождение их на клавиатуре, отдельно – нахождение их на нотоносце, отдельно – ритмическую сторону, отдельно игровые движения и т.д.
И постепенно, по мере приобретения учеником устойчивых умений и навыков, эти отдельные моменты сливаются между собой и, в конце концов, – в единое целое. Эта методика уже опробована на нескольких поколениях учеников и никакого вреда не выявила, скорее наоборот, доказала свою правильность и целесообразность. Она нашла подробное отражение в методической разработке «Вопросы оптимизации процесса обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста», написанной мной в 2010 году.
Видеоматериалы отражают не только настоящий момент в процессе обучения, но и более ранние упражнения, песенки и задания, которые имели место в начале учебного года. Например, стишки про нотки из детской книжки Сергеева (Сергеев В.Д. Где живут ноты. Книжка-игрушка для дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1991). Также обучающая игра с фланелеграфом, «Сказка про лягушат», песенка «У кота-воркота» - это всё материалы первой-второй четверти учебного года.
В настоящий момент продолжается работа над овладением игры legatо. Ученик умеет уже соединять 2 звука разными парами пальцев (3-4, 2-3, 4-5 и 1-2), и мы уже пробуем соединять 3 звука 4-3-2 пальцами. Что касается нотной грамоты, то он уже неплохо читает ноты первой октавы, может сразу играть по нотам незнакомую мелодию. Ритмические упражнения на двух строчках с использованием четвертных, восьмых, половинных и шестнадцатых длительностей читает очень хорошо. Неплохо транспонирует мажорный звукоряд и простые песенки.
Если мальчик и его родители будут планомерно и регулярно выполнять задания педагога, которые задаются каждый урок и оцениваются на следующем уроке, то благодаря такому построению уроков, мальчик через несколько лет будет хорошим пианистом. По этой же системе в сентябре 2005 года я начинала обучать Артура Юдина, который стал лауреатом различных фортепианных конкурсов, благодаря своей одарённости, трудолюбию, серьёзному отношению к музыке и грамотной методике педагога.