Тел.: (4852) 30-75-29 (ф), 72-66-73, Email: umiic@list.ru
Закрыто интернет-голосование в рамках областного конкурса педагогического мастерства "Признание". Результаты интернет-голосования будут объявлены после подписания протокола конкурсной комиссией. Результаты интернет-голосования не являются показателем для прохождения во второй этап конкурса. Подробнее о конкурсе "Признание">>
Хамзина Ольга Вячеславовна, преподаватель МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 3» г. Рыбинска
1. Работа с учеником первого года обучения (возраст - 6 лет).
Цель урока: работа над музыкальным произведением с применением здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Обучающая: постановка нижнедиафрагмального дыхания, артикуляционная постановка, формирование понятия «свободное звуковедение», использование средств музыкальной выразительности для создания образа музыкального произведения.
Развивающая: формирование навыка правильного нижнедиафрагмального дыхания, свободного звуковедения, развитие мелкой маторики рук, музыкального воображения.
Воспитательная: интерес к музыкальной культуре украинского народа.
Здоровьесберегающая: тренировка дыхательного аппарата, снятие психоэмоционального напряжения.
Методы:
- дыхательная гимнастика;
- логоритмика;
- элементы вокалотерапии;
- метод художественного контекста;
- эмоционально-образный анализ;
- психогимнастика.
2. Работа с ученицей 4 класса (возраст – 10 лет).
Цель урока: освоение произведения крупной формы.
Задачи:
Образовательная: формирование представления о форме, структуре концерта.
Развивающая: увеличить объём дыхания; совершенствовать техническую сторону исполнения.
Воспитательная: интерес к музыкальной культуре других народов.
Здоровьесберегающая: тренировка дыхательного аппарата, снятие мышечного напряжения
Методы:
- дыхательная гимнастика;
- элементы вокалотерапии;
- построение исполнительского плана;
- эмоционально-образный анализ;
- самомассаж.
Методическое обеспечение образовательного процесса: авторская программа, включающая методические рекомендации учебного процесса с использованием комплекса педагогических средств, таких как создание образовательной и эстетической среды, индивидуализации педагогической поддержки учащихся, здоровьесберегающие технологии.
Основополагающим фактором в выбранном мной методе работы является применение на занятиях обучения игре на флейте здоровьесберегающих технологий. Почему именно здоровьесберегающие технологии?
В наше время очень актуальна проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей. За последние годы произошло значительное качественное ухудшение их психосоматического здоровья.
Одной из основ здоровья является правильное дыхание и один из способов его постановки – это обучение игре на флейте.
Обучение игре на флейте будет иметь здоровьесберегающую направленность, если:
- учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся;
-включать в занятия систему дыхательных упражнений, упражнения на расслабление, применять элементы вокалотерапии;
-осуществлять индивидуализацию и диффиринциацию музыкально-образовательных задач;
-создать благоприятный эмоционально-психологический климат с активным участием самого обучающегося.
В качестве результатов своей деятельности и методов их достижения я хочу привести примеры занятий обучения игре на флейте с использованием здоровьесберегающих технологий.
Целью занятий на начальном этапе обучения, является постановка правильного нижнедиафрагмального дыхания, а также формирование свободного звуковедения.
Представленный фрагмент урока с Александром включает в себя применение технологий, методов для формирования, укрепления и сохранения его психоэмоционального здоровья. Большое внимание на занятии уделяется дыхательной гимнастике для постановки нижнедиафрагмального дыхания с применением упражнений: «Паровоз», «Рыдающее дыхание», упражнение на «Увеличение объёма дыхания». В комплексе с дыхательными упражнениями включаются упражнения для снятия психоэмоционального напряжение: «Я расту», «Здравствуйте ручки».
Работа над произведением «Гопак» началась с определения характера пьесы – весёлый, задорный, энергичный танец. Метод эмоционально-образного анализа, включающий характеристику средств музыкальной выразительности, позволил работать над приёмами звуковедения ( элементы вокалотерапии (пропевание мелодии голосом, а за тем исполнение её на инструменте); с акцентом на активное начало звука (на слог –ту (элементы логоритмики) без отрыва от образного воплощения музыки. За время обучения, объём лёгких его увеличился, дыхания хватает на исполнение целого предложения. Ежедневные упражнения на блок флейте также способствует развитию мелкой маторики рук. За тот период обучения, что он занимается на флейте, наблюдается положительная динамика.
На представленном фрагменте урока с Лизой, мы работали над отдельными фрагментами концерта, (исполнение экспозиции). По дыханию, звуковедению, в техническом плане – это произведение является одним из трудных. На первом этапе исполнения «Концерта» у Лизы не хватало дыхания, чтобы закончить фразу, сыграть музыкальное проведение целиком. Для увеличение объёма дыхания особое внимание мы уделяем исполнению упражнения в терцию целыми длительностями, половинными, четвертями. Для свободного звуковедения на легато используем элементы вокалотерапии, для снятия мышечного напряжения применяем упражнение «Самомассаж предплечий». Работа над технической стороной исполнения включает в себя проигрывание пассажей в медленном темпе на стаккато, где обращаем внимание на чёткое начало звука и контрастность динамики. Лиза способна самостоятельно поставить учебную задачу и готова к рефлексивному анализу исполняемого фрагмента. Использование дыхательных упражнений в комплексе с физическими укрепили психофизическое здоровье ребёнка.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий при обучении игре на флейте является результативными, т.к. способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья учащихся, повышает работоспособность, улучшает успеваемость, стабилизирует эмоциональное состояние. Это в целом положительно сказывается на образовательном процессе.