Закрыто интернет-голосование в рамках областного конкурса педагогического мастерства "Признание".  Результаты интернет-голосования будут объявлены после подписания протокола конкурсной комиссией. Результаты интернет-голосования не являются показателем для прохождения во второй этап конкурса. Подробнее о конкурсе "Признание">>

Участники конкурса педагогического мастерства преподавателей образовательных учреждений сферы культуры «Признание» - 2014

Полиенко Антонина Петровна

polienkoПолиенко Антонина Петровна, преподаватель фортепиано и музыкальной литературы МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» Угличского муниципального района

Фрагменты уроков по предмету «Специальность и чтение с листа»
с учениками 1-го и 2-го классов

Урок с учеником 1-го класса

Цель урока - создать условия для развития у обучающегося навыков чтения с листа, формирования навыков координации на инструменте и слухового контроля исполнения музыкального произведения.

Задачи урока - создать на уроке непринужденную атмосферу сотрудничества с обучающимся, смоделировать ситуацию успеха; повторить и закрепить пройденное; организовать познавательную деятельность; стимулировать самостоятельную работу ученика.

Урок в форме индивидуального занятия проходит по плану.

1. Чтение с листа ритмических упражнений. В ходе чтения с листа ритмических упражнений с ритмослогами и жестами формируется навык соотнесения различных длительностей, тренируется внимание и координация. Различие жестов и включение в работу разных групп мышц - от мелких (кистевых) до крупных (плечевых и спинных) - помогает ученику ощутить разницу в длительностях и соответствующим образом реагировать на ритмический рисунок.

2. Чтение с листа нотного текста. Фрагмент урока начинается с освоения ритма и устного анализа строения этюда, штриховых и аппликатурных особенностей текста. Затем ученик приступает к прочтению собственно нотной записи. Предварительная работа с текстом помогает формировать навык предслышания, что, в свою очередь, является важным фактором развития музыкально-слуховых представлений.
3. Работа над музыкальным произведением начинается с проверки домашнего задания, и включает в себя знакомство с жанровой основой пьесы, исправление темповых, ритмических, интонационных и штриховых неточностей. В ходе классной работы формируется домашнее задание.

4. Закрепление полученных сведений осуществляется путем неоднократного повторения пьесы с использованием возможностей электронного пианино и применением различных тембров клавишных инструментов (клавесина, органа, виброфона). Применение разных звучаний в ходе урока расширяет слуховой опыт ученика, стимулирует познавательную деятельность обучающегося, помогает разнообразить выполнение задания, укрепляет интерес к музыкальным занятиям.

Методическое обеспечение урока:

  • учебная аудитория;
  • рояль и электронное пианино;
  • Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». – «Композитор. Санкт-Петербург», 2006 г.
  • Королькова Н. «Крохе-музыканту», ч. I, II. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.

Урок с ученицей 2-го класса

Цель урока – создать условия для развития у обучающегося технических навыков, формирования навыков грамотного прочтения теста, стремления к выразительному исполнению, слухового контроля исполнения музыкального произведения.

Задачи урока – создать на уроке непринужденную атмосферу сотрудничества с обучающимся, смоделировать ситуацию успеха, сформулировать и проработать технические трудности, стимулировать самостоятельную работу ученика.

Урок в форме индивидуального занятия проходит по плану.

1. Проверка домашнего задания – предварительное исполнение этюда целиком необходимо как для настройки обучающегося для дальнейшей классной работы, так и для уяснения преподавателем конкретных задач данного урока.

2. Анализ текста – уточнение обозначений темпа и его изменений, аппликатуры, штрихов, динамических оттенков.

3. Классная работа – более подробный просмотр элементов музыкальной ткани, уточнение формы, образного строя. Происходит работа над единством темпа и отклонениями от него, штрихами, динамическими оттенками, устранение текстовых, ритмических и темповых неточностей, выразительностью исполнения. Основной метод работы – показ преподавателя и словесные пояснения.

4. Работа над техническими трудностями – выделение технической трудности, постановка задачи по ее преодолению, работа над синхронностью движений пальцев обеих рук, свободой рук, правильной постановкой 1-х пальцев, самостоятельностью каждого пальца, освоением объединяющих движений кистью. В ходе классной работы формируется направление самостоятельной домашней работы ученика по преодолению трудностей и наращиванию темпа.

5. Итоговое проигрывание – показывает результат проделанной работы. Этот этап классной работы над этюдом стимулирует ученика к дальнейшей самостоятельной работе по совершенствованию исполнения и достижению выразительности.

Работа над этюдами способствует техническому росту ученика. Наряду с преодолением технических трудностей и увеличением скорости игры важно также обращать внимание на эмоциональность и выразительность исполнения.

Методическое обеспечение урока

– учебная аудитория;
– рояль и электронное пианино;
– Сост. Раубе С. «Этюды для детей», Польское Музыкальное Издательство, 1958 г.

 


Яндекс.Метрика