Тел.: (4852) 30-75-29 (ф), 72-66-73, Email: umiic@list.ru
Закрыто интернет-голосование в рамках областного конкурса педагогического мастерства "Признание". Результаты интернет-голосования будут объявлены после подписания протокола конкурсной комиссией. Результаты интернет-голосования не являются показателем для прохождения во второй этап конкурса. Подробнее о конкурсе "Признание">>
Полиенко Антонина Петровна, преподаватель фортепиано и музыкальной литературы МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» Угличского муниципального района
Урок с учеником 1-го класса
Цель урока - создать условия для развития у обучающегося навыков чтения с листа, формирования навыков координации на инструменте и слухового контроля исполнения музыкального произведения.
Задачи урока - создать на уроке непринужденную атмосферу сотрудничества с обучающимся, смоделировать ситуацию успеха; повторить и закрепить пройденное; организовать познавательную деятельность; стимулировать самостоятельную работу ученика.
Урок в форме индивидуального занятия проходит по плану.
1. Чтение с листа ритмических упражнений. В ходе чтения с листа ритмических упражнений с ритмослогами и жестами формируется навык соотнесения различных длительностей, тренируется внимание и координация. Различие жестов и включение в работу разных групп мышц - от мелких (кистевых) до крупных (плечевых и спинных) - помогает ученику ощутить разницу в длительностях и соответствующим образом реагировать на ритмический рисунок.
2. Чтение с листа нотного текста. Фрагмент урока начинается с освоения ритма и устного анализа строения этюда, штриховых и аппликатурных особенностей текста. Затем ученик приступает к прочтению собственно нотной записи. Предварительная работа с текстом помогает формировать навык предслышания, что, в свою очередь, является важным фактором развития музыкально-слуховых представлений.
3. Работа над музыкальным произведением начинается с проверки домашнего задания, и включает в себя знакомство с жанровой основой пьесы, исправление темповых, ритмических, интонационных и штриховых неточностей. В ходе классной работы формируется домашнее задание.
4. Закрепление полученных сведений осуществляется путем неоднократного повторения пьесы с использованием возможностей электронного пианино и применением различных тембров клавишных инструментов (клавесина, органа, виброфона). Применение разных звучаний в ходе урока расширяет слуховой опыт ученика, стимулирует познавательную деятельность обучающегося, помогает разнообразить выполнение задания, укрепляет интерес к музыкальным занятиям.
Методическое обеспечение урока:
Урок с ученицей 2-го класса
Цель урока – создать условия для развития у обучающегося технических навыков, формирования навыков грамотного прочтения теста, стремления к выразительному исполнению, слухового контроля исполнения музыкального произведения.
Задачи урока – создать на уроке непринужденную атмосферу сотрудничества с обучающимся, смоделировать ситуацию успеха, сформулировать и проработать технические трудности, стимулировать самостоятельную работу ученика.
Урок в форме индивидуального занятия проходит по плану.
1. Проверка домашнего задания – предварительное исполнение этюда целиком необходимо как для настройки обучающегося для дальнейшей классной работы, так и для уяснения преподавателем конкретных задач данного урока.
2. Анализ текста – уточнение обозначений темпа и его изменений, аппликатуры, штрихов, динамических оттенков.
3. Классная работа – более подробный просмотр элементов музыкальной ткани, уточнение формы, образного строя. Происходит работа над единством темпа и отклонениями от него, штрихами, динамическими оттенками, устранение текстовых, ритмических и темповых неточностей, выразительностью исполнения. Основной метод работы – показ преподавателя и словесные пояснения.
4. Работа над техническими трудностями – выделение технической трудности, постановка задачи по ее преодолению, работа над синхронностью движений пальцев обеих рук, свободой рук, правильной постановкой 1-х пальцев, самостоятельностью каждого пальца, освоением объединяющих движений кистью. В ходе классной работы формируется направление самостоятельной домашней работы ученика по преодолению трудностей и наращиванию темпа.
5. Итоговое проигрывание – показывает результат проделанной работы. Этот этап классной работы над этюдом стимулирует ученика к дальнейшей самостоятельной работе по совершенствованию исполнения и достижению выразительности.
Работа над этюдами способствует техническому росту ученика. Наряду с преодолением технических трудностей и увеличением скорости игры важно также обращать внимание на эмоциональность и выразительность исполнения.
Методическое обеспечение урока
– учебная аудитория;
– рояль и электронное пианино;
– Сост. Раубе С. «Этюды для детей», Польское Музыкальное Издательство, 1958 г.