Закрыто интернет-голосование в рамках областного конкурса педагогического мастерства "Признание".  Результаты интернет-голосования будут объявлены после подписания протокола конкурсной комиссией. Результаты интернет-голосования не являются показателем для прохождения во второй этап конкурса. Подробнее о конкурсе "Признание">>

Участники конкурса педагогического мастерства преподавателей образовательных учреждений сферы культуры «Признание» - 2014

Недюжин Михаил Анатольевич

nedujinНедюжин Михаил Анатольевич, преподаватель по классу баяна МОУ ДОД «Детская школа искусств № 10 г. Ярославля»

Фрагмент урока на тему
«Значение репертуара в формировании баяниста-исполнителя»

Цель: Развитие интереса к различным музыкальным жанрам.

Задачи:

- изучение классической музыки разных эпох;
- развитие интереса к народной музыке;
- знакомство с эстрадно-джазовой музыкой;

Проблема выбора репертуара для баянистов всегда актуальна.

Относительно других инструментов, баян очень молодой инструмент. Этим объясняется недостаточная обеспеченность репертуара баяниста. Это вынуждает обращаться к классическим музыкальным произведениям, написанным для других музыкальных инструментов, к чему я прибегаю в своей педагогической практике.

Современный баян - это инструмент, имеющий готово-выборную систему в левой клавиатуре, большое количество регистров, при помощи которых можно менять тембровую окраску звука.
На таком инструменте можно исполнять любую музыку: скрипичную, фортепианную, органную и даже переложения оркестровой музыки. Ограничиваться только оригинальными сочинениями для баяна в воспитании музыканта баяниста нельзя. Каждый музыкант должен пропустить через себя музыку всех эпох и стилей.

Формируя духовный мир юного музыканта, невозможно достичь высоких результатов без усвоения классического музыкального наследия. Именно классика дисциплинирует художественное мышление музыканта. Но к выбору классического репертуара нужно подходить очень грамотно. Природа звукоизвлечения на баяне особенная. Звук обладает продолжительностью и певучестью, что сближает его с человеческим голосом. Отсюда следует, что использование при игре на баяне вокальных произведений очень целесообразно.

Можно с полной уверенностью сказать, что на современном баяне сочинения для органа получают полноценное художественное воплощение. Объясняется это родственностью принципов звукообразования.

Огромное место в баянном репертуаре занимает полифоническая музыка. Клавирная музыка И.С. Баха и др.композиторов является основой в формировании исполнительских качеств баяниста.
Обращение к репертуару композиторов эпохи классицизма является важной ступенью в развитии баяниста. Считаю целесообразным использование скрипичных произведений, которые хорошо перекладываются для ансамбля баянистов, где партию скрипки исполняет 1 баян, а партию фортепиано - 2 баян. На готово-выборном баяне можно точно передать стиль композиторов – классиков.
Но к выбору репертуара, используя фортепианную музыку, нужно относиться с осторожностью. Не вся фортепианная музыка исполнима на баяне. Если исполнить на баяне "Лунную сонату" Л.В.Бетховена, то она прозвучит как хоральная прелюдия, что не будет соответствовать замыслу автора. Следует полностью отказаться от тех произведений, которые изначально по своей природе пианистичны, в них, как правило, много педали и совершенно не баянная фактура (например, произведения Ф.Шопена).

Но есть такие произведения, которые на баяне прозвучат даже лучше, чем на фортепиано. Приведу пример: П.И. Чайковский. "Детский альбом", пьеса "В церкви". Здесь композитор подражает звучанию церковного хора; пьеса "Мужик на гармонике играет", это произведение лучше прозвучит на баяне.

Так как баян является русским народным инструментом, при выборе репертуара необходимо включать произведения на основе народных мелодий. В репертуаре каждого моего ученика есть обработки народных мелодий.

Очень приятно, что баян получил большую популярность во всём мире. За рубежом регулярно проходят конкурсы, где баян и аккордеон представлены как эстрадные инструменты. Появляются новые композиторы, которые пишут оригинальную музыку для баяна в эстрадно-джазовых ритмах.

Использование оркестровой музыки даёт возможность показать звучание баяна как инструмента, способного раскрыть все краски оркестра. В своей практике я использую переложения для ансамбля баянистов.

Обновление репертуара, поиск новых интересных произведений для баяна натолкнули меня на мысль о создании своего сборника пьес под названием "Детский альбом баяниста". Также я использую в своей педагогической практике произведения других ярославских авторов. Это В.Кислов, Ю.Николаев, В.Бережков, В.Агафонов.

В заключении своего выступления хочу отметить, что разнообразие репертуара, соприкосновение с музыкой разных эпох и стилей способствуют проявлению интереса к обучению игре на баяне, формируют разностороннее развитие музыканта-исполнителя.

Методическое обеспечение:

Ноты:

-И.С.Бах. 2-х и 3-х голосные инвенции;
-И.С.Бах. Маленькие органные прелюдии и фуги;
- М. Клементи. Сонатины;
- Е.Дербенко. Концертные пьесы для баяна;
- Хрестоматия юного баяниста:
-П.И.Чайковский. Детский альбом;
-А.Варламов. Романсы;
- В.А..Моцарт. Произведения для скрипки и фортепиано;

Методическая литература:

баяниста над полифоническими произведениями(г. Москва, 2004г.);
- М Имханицкий. Новое об артикуляции и штрихах на баяне (г. Москва, 1997г.);
- Методиченские разработки «Вопросы воспитания баяниста»(г. Саранск,1984г.);
-Ф,Липс. Искусство игры на баяне (г. Москва, 1998г.);
- Ф..Липс. Об искусстве баянной транскрипции (г. Москва, 2007г.);

В наше непростое время, когда идёт засилье западной и электронной музыки, баян как русский народный инструмент теряет свою популярность. Моя задача: пробудить интерес к этому инструменту, а также приобщить детей к огромному пласту русской народной музыкальной культуры.

Данное занятие показывает пути решения по формированию интереса к различным музыкальным жанрам и достижению результатов исполнительского мастерства.

 


Яндекс.Метрика