Закрыто интернет-голосование в рамках областного конкурса педагогического мастерства "Признание".  Результаты интернет-голосования будут объявлены после подписания протокола конкурсной комиссией. Результаты интернет-голосования не являются показателем для прохождения во второй этап конкурса. Подробнее о конкурсе "Признание">>

Участники конкурса педагогического мастерства преподавателей образовательных учреждений сферы культуры «Признание» - 2014

Кузина Ольга Васильевна

kuzinaКузина Ольга Васильевна, преподаватель хоровых дисциплин МОУ ДОД «Детская школа искусств № 3 г. Ярославля»

Открытый урок в хоровом классе на тему
«Музыкально – выразительные средства в хоровом исполнительстве»

Участники – учащиеся 5 – 7 классов (11 – 16 лет). Старший хор инструментальных отделений.

Цель: Дать убедительную интерпретацию исполняемым произведениям, стать активными исполнителями

Задачи:

Образовательные – формирование навыков и умений хорового исполнительства;
– научить, приобщить учащихся к эмоционально-выразительному, осмысленному исполнению изучаемых произведений;

Развивающие:
– развиваем образное мышление, творческие способности учащихся;
– эмоциональный отклик на каждое исполняемое произведение;
– слуховой контроль, внимание, единомыслие всех участников.

Воспитательные:
– на высокохудожественном репертуаре воспитываем, формируем хороший вкус, восхищение шедеврами классической музыки и желание исполнять ее;
– чувство ответственности за результаты при коллективном исполнительстве;
– трудолюбие, самодисциплину.

Ноты, хоровые партитуры изучаемых произведений, репродукции художественных произведений, соответствующие репертуару. Авторская методическая разработка «Вокальная работа в хоре». В.Живов «Хоровое исполнительство» (теория, методика, практика).

План проведения урока

1. Вокально-хоровая работа

2. Исполнительский анализ хоровых произведений и их исполнение.

1) «Царскосельская статуя» - музыка Ц.Кюи на стихи А.С.Пушкина, переложение для хора Ю.Славнитского.

Хоровая миниатюра является образцом возвышенно – созерцательной лирики, требует проникновенности, гибкой нюансировки, тонкости звуковедения, а главное – глубины чувств и определенной экспрессии.

Трудности при разучивании – требуется большая подготовительная работа: необходимо вникнуть, понять поэтический текст, прочувствовать эмоциональный строй.. Интересно воплощение поэтического текста, в котором каждой поэтической строке соответствует новая мелодическая фраза, разделенная паузами. Такое строение сложно для создания цельной формы.

Эта лирическая миниатюра длится минуту, но за это время нужно создать образ, настроение, выстроить по форме, показать кульминацию. Это требует от учащихся внимания к деталям, повышенной выразительности, убедительной фразировки. Анализ поэтического текста в единстве с музыкой поможет более эмоциональному восприятию художественного образа и пониманию замысла композитора, поможет понять основную мысль и то, какими средствами композитор создавал образ.

2) Русская народная песня (обработка неизвестного автора) «Выходили красны девицы».

При исполнении песни необходимо передать веселый, задорный характер музыки. Внимания требует работа над строем, ансамблем, четкой дикцией, контрастной динамикой. Остерегаться маловыразительного, механического пения – найти настроение каждому куплету.

3) «Песня о земной красоте» музыка Я.Дубравина, слова В.Суслова.

Произведение написано в куплетной форме.

Красивый литературный текст, но в таком тексте трудно показать разнообразие. Поэтому при разучивании необходимо анализировать литературный текст – вникать в образную сферу, при этом одного понимания образа недостаточно, важно чувствовать построение, без эмоциональных переживаний нет настоящего исполнения.
Естественность, идущая от сердца, осмысленность исполнения помогут. Поможет образное видение путем ассоциации – увидеть конкретный пейзаж, прочувствовать верное психологическое состояние, соответствующее этому музыкальному образу. Необходимо прочувствовать настроение и воплотить его в своем пении. Важно обращать внимание учащихся на слуховой контроль – учимся слушать себя и управлять своим голосом. Изменение нюанса в различных куплетах внесет контраст и разнообразие в повторяющийся музыкальный материал. Целесообразно составить исполнительский план – найти настроение к каждому куплету.

4) «Первый вальс» музыка Ю.Чичкова, слова П.Синявского.

Обобщенный музыкальный образ мелодии и аккомпанемента не дает необходимую динамику развития, поэтому необходимо тщательно выстроить исполнительский план – линию развития. Найти настроение к каждому куплету – это оживит куплетную форму.

5) «Весенняя песня» музыка Р.Логидзе, слова П.Грузинского.

Чтобы произведение ожило в устах исполнителей, необходимо понять настроение, определить какому внутреннему импульсу соответствует темп, ритм, динамические нюансы. Устремленное вперед мелодическое движение, передающее радость весеннего настроения требуют подвижного темпа. Динамические обозначения – это условность , их нужно наполнить эмоциями. Яркий эмоциональный строй требует четко пульсации и четкой подачи текста. Для достижения общности звучания важно психологическое единомыслие поющих – единое понимание образа и звукового колорита нужного для воплощения.

Ноты – это знаки, и точное выполнение нотного текста - это еще не музыка и тем более не творчество. За нотными знаками спрятаны образы, чувства, эмоции, то, что волновало композитора, когда он сочинял произведения. Задача исполнителей – оживить ноты, а моя задача педагога – научить, приобщить учащихся к эмоционально-выразительному исполнению. А это возможно при условии осмысленного, и вместе живого, эмоционального отношения учащихся к исполняемым произведениям, поэтому на уроках регулярно идет работа по развитию у учащихся эмоционального восприятия музыки, образного мышления, навыков выразительного пения. Только в этом случае вся работа и исполнение станут творчеством.

Благодаря пению в учащихся пробуждается представление о прекрасном, не только в окружающем мире, но и самом себе. В хоре учащиеся, чаще всего, не замечают момента, когда именно они являются объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом. Такое комфортное, в психологическом отношении, состояние способствует активизации внешних проявлений музыкальных переживаний. Таким образом, творческие способности развиваются благодаря вовлечению каждого ученика в интересную работу.


Яндекс.Метрика